Клинок, рассекающий демонов, 🔪 или Kimetsu no Yaiba, это замечательная манга и аниме, 🏮 определённо стоящая вашего внимания. 👀 Насыщенный экшен, кровожадные демоны, 👿 запоминающиеся персонажи не оставят вас равнодушными.
«Клинок, рассекающий демонов» — образцовый сёнэн и одно из самых красивых аниме 2019-го
Ежегодно выходит множество экранизаций сёнэн-манги (комиксы, ориентированные подростков), однако лишь немногим удаётся заслужить мировое признание. Но вот в успехе аниме по манге Кёхару Готогэ Kimetsu no Yaiba («Клинок, рассекающий демонов») в Японии вряд ли кто-то сомневался. Оригинал уже второй год не покидает топы продаж японских книжных магазинов и не раз попадал в тренды Твиттера. Весной 2019 года общее количество проданных печатных копий превысило шесть миллионов.
Экранизацию Kimetsu no Yaiba можно посоветовать даже тем, кто не любит сёнэны. В ней авторы постарались обойти или немного сгладить жанровые штампы, сделать историю мрачной и жестокой — при этом не растеряв юмора. А ещё это просто один из самых красивых аниме-сериалов этого года. Разбираем мангу, её экранизацию, достоинства и основные проблемы.
О манге и сюжете
Творческий путь Кёхару Готогэ очень похож на тот, что прошла мангака Кайю Сирай. Обе молодые женщины, обе издавались в журнале Shonen Jump, начинали с коротких историй и прославились благодаря своей первой длинной серии.
Если успех Готогэ принёс Kimetsu no Yaiba, то у Сирай сейчас выходит сёнэн The Promised Neverland («Обещанный Неверлэнд»). И та, и другая манга рассказывают о борьбе с демонами. Объединяет их и то, что обе работы получили в этом году аниме-экранизации (второй сезон The Promised Neverland уже анонсирован на 2020 год). Впрочем, на этом все сходства и заканчиваются.
События «Клинка» происходят в Японии эпохи Тайсё (1912-1926). Главный герой — подросток Тандзиро Камадо, который живёт на горе в типичной японской глубинке. Отец давно умер, поэтому в семье он за главного. Тандзиро делит одну крышу вместе с тремя братьями, двумя сёстрами и матерью. Зарабатывает семья изготовлением и продажей древесного угля. Сам Тандзиро время от времени спускается в деревню, где продаёт уголь и помогает местным жителям за скромную плату.
В один из зимних дней Тандзиро до позднего вечера задержался в деревне. На обратном пути он встретил знакомого старичка Сабуро, который порекомендовал парню остаться у него на ночь, ведь после захода солнца в лесу бродят демоны. Эти мифические создания нападают на людей, пьют их кровь и пожирают плоть. Тандзиро никогда не верил в сверхъестественное, но он очень устал, поэтому всё-таки решил остаться у старика на ночь. Парень и не подозревал, что эта случайная встреча спасла ему жизнь.
По возвращению домой он увидел, что вся его семья жестоко растерзана демонами. Единственная выжившая — сестра Нэдзуко, которая потеряла много крови и обратилась в монстра. Она хоть и заражена демонической кровью, но каким-то чудом сохранила некоторую часть человеческого рассудка. В голодном порыве Нэдзуко напала на брата, но в битву родственников вмешался охотник на демонов Гию Томиока.
После этой судьбоносной встречи и знакомства с мастером боевых искусств Сакондзи Урокодаки, Тандзиро решает стать убийцей демонов, отомстить за смерть близких и вернуть сестре человеческий облик. В своих путешествиях он найдет новых друзей и познакомится с другими охотниками на демонов.
Манга ещё не закончена и вряд ли мы увидим концовку в ближайшее время. В целом, если внимательно изучить развитие сюжета во всех томах и официальные комментарии в журнале Shonen Jump, то есть некоторые предпосылки к тому, что история ушла дальше середины и вот вот начнётся (или уже началась) финальная сюжетная арка.
Так что Kimetsu no Yaiba — это не тот сёнэн, который будут издавать на протяжении нескольких десятилетий. Если вы боитесь истории масштаба Naruto, Hunter x Hunter, One Piece или Bleach, то можете не беспокоиться — скорее всего, мангу закончат примерно через полтора-два года. По объёмам произведение можно сравнить с Fullmetal Alchemist или Shingeki no Kyojin (официально закончится в 2020-м).
Конечно, жанровые штампы никуда не исчезли. В Kimetsu no Yaiba есть тренировки, превозмогания, редкие «рояли в кустах» и традиционная формула сёнэна с большим пантеоном злодеев и главным демоном, которого нужно уничтожить (а до этого победить остальных демонов). Если взять прочие классические темы жанра, то на месте ожидаемо: поиск друзей, самоотверженность, духовный рост и путь к мечте.
При этом автор будто бы намеренно хочет уйти от «заезженных» приёмов. В манге и экранизации история подаётся равномерно, без филлерных глав (дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом) или ненужных сюжетных арок. Готогэ почти не распыляется на длинные пафосные диалоги, битвы в Kimetsu no Yaiba скоротечны, а количество флешбэков сведено до минимума.
Несмотря на это, мангу немного сложно читать где-то до шестого, а то и до восьмого тома (всего их пока 19). И тут экранизация очень кстати: её авторы не только дотошно перенесли все сюжетные события первых шести томов, но также значительно улучшили историю, дизайн и эстетику оригинального произведения. Это тот редкий случай, когда адаптация слегка обесценила первоисточник. По крайней мере — его начало.
В чём экранизация немного лучше манги
Кёхару Готогэ — успешная, но всё ещё начинающая мангака. В Shonen Jump она рисует всего пять лет, а на постоянной основе — только с 2016 года. О недостатке опыта у автора говорят первые тома Kimetsu no Yaiba.
За прошедшие годы стиль Готогэ изменился в лучшую сторону, однако в самом начале её рисунок имел довольно минимальную детализацию. Персонажам порой не хватало деталей, пропорции были расплывчаты, а фоны во многих фреймах либо отсутствовали (белый или чёрный фон), либо представляли собой что-то схематичное.
С другой стороны, в неряшливом рисунке был свой шарм, а за развитием авторского стиля всегда интересно наблюдать.
Но главная проблема манги совсем не в этом. В ранних томах темп и размеренность повествования сильно хромали. Сюжет развивался стремительно, сражения редко длились больше трёх глав и были небрежно нарисованы.
Слабо чувствовалась напряжённость и драматизм, а окружающий мир выглядел просто поверхностно.
Если бы не электричество, упоминание эпохи и эпизодическое появление автомобиля и трамвая в первых шести томах, то сложно было бы определить, в какой период времени разворачивается история. Кажется, что в какой момент автор и вовсе забыла про эпоху. Конечно, со временем Готогэ исправилась, но в ранних томах эту проблему видно.
В манге тренировка у мастера Урокодаки завершились быстро, без ощутимого чувства прогрессии. Герой чуть ли не моментально стал охотником на демонов, хотя ещё недавно он не держал в руках меч и совсем не умел драться. В экранизации тренировкам отвели две напряженных серии, в которых зритель всей душой болеет за Тандзиро и понимает непростую ситуацию, в которую тот попал.
В аниме есть ощущение пройденного времени — тренировка заняла около года, — есть чувство роста и развития героя.
Анимационной студии ufotable пришлось многое корректировать. В индустрии такое случается крайне редко, часто экранизация сокращает или неточно адаптирует первоисточник, но бывают исключения, и Kimetsu no Yaiba — одно из них. Тут можно вспомнить другие удачные примеры — это сериалы Planetes и Made in Abyss. Экранизации не хуже первоисточника, а новые дополнительные сцены и сюжетные линии органично вписались в сюжет.
Нет ощущения скомканности или недосказанности, мир кажется более цельным и убедительным.
Так и здесь. Студия ufotable экранизировала самую спорную часть манги и улучшила её в каждом аспекте. При этом создатели остались верны первоисточнику и адаптировали многие сцены с покадровой дотошностью.
Жаль, что самая интересная (на данный момент) часть сюжета осталась в манге, но в выходе продолжения, кажется, нет никаких сомнений — у аниме впечатляюще высокие рейтинги в Японии. Поэтому первый сезон сериала проще рассматривать как обширный пролог к большому путешествию.
Формула успеха
Я не люблю длинные сёнэны. Они замечательно смотрятся в период с 14 до 19 лет, но когда тебе почти 30, то тяжело смотреть истории про пафосных суперподростков. И не потому, что жанр плохой или истории никуда не годятся — это не так — а потому что сам я уже вырос и хочется чего-то осмысленного и не на 200 эпизодов.
В 18 лет я «переболел» Naruto, Ranma 1/2, Bleach и другими сёнэнами, после чего надолго завязал с жанром. За последние 10 лет понравились разве что Bakuman, все сезоны JoJo’s Bizarre Adventure, новая экранизация Fullmetal Alchemist и Shingeki no Kyojin (который всё-таки лучше читать, чем смотреть). Мне до сих пор советуют посмотреть Gintama и Dragon Ball, но я боюсь выгореть к сотой серии.
В общем, к просмотру Kimetsu no Yaiba я приступил после долгого отдыха от жанра. Получилось удачно: вроде бы ничего не ждал, а в итоге остался очень доволен.
Охарактеризовать сериал можно коротко: это обычный сёнэн, который сделан чертовски хорошо, и который умело скрывает свои недостатки. Не в последнюю очередь это заслуга аниматоров и сценаристов ufotable, сумевших исправить недоработки первоисточника.
Больше всего тут цепляет сеттинг, персонажи и атмосфера. Период Тайсё в аниме встречается преступно редко: можно вспомнить разве что экранизации игр Sakura Taisen, да несколько вторичных мыльных опер.
Тайсё — это эпоха контрастов и больших перемен. Западный уклад окончательно укоренился в Японии.
Страну буквально бомбардировали различные западные течения и «тренды». Появление коммунизма в Японии, формирование демократии, начало феминистического движения среди молодых женщин, которые ещё десятилетие назад были «мебелью» и прислугой. Города быстро растут, электричество уже почти во всех регионах страны, а на улицах можно увидеть первые автомобили и модников.
Ещё это эпоха пожилых самураев, последних свидетелей закрытой феодальной Японии и вековых устоев. К началу периода Тайсё с момента упразднения самурайского сословия прошло 40 лет.
В то же время в стране ещё остались последние деревеньки, уклад которых не сильно ушёл от Средневековья. В них как будто бы навсегда застыло время, однако пройдёт ещё десятилетие — и прогресс окончательно охватит всю страну. По сюжету Kimetsu no Yaiba, героев даже ненадолго занесёт в Токио, а потом снова забросит в глушь. В манге это будет повторятся снова и снова, но, к сожалению, в аниме мы увидим это только в следующих сезонах.
Есть какой-то в шарм в едва заметной параллели между остатками уклада старой Японии и современной цивилизации. Основные события сериала разворачиваются вдали от больших городов. Зрителя перенесут в мрачные леса, заброшенные храмы и маленькие горные деревушки.
Задники так хороши, что рука невольно тянется к кнопке PrintScreen.
Конечно, ни о какой достоверности тут не может идти и речи. Охотники за демонами — это секретная организация, которой позволено носить мечи. В Японии начала XX века мечи могли носить только полицейские и военные. В аниме их спокойно носят подростки средь бела дня. В реальности они бы попали в тюрьму или получили серьёзные штрафы. С другой стороны, это не историческая работа, так что и правдоподобность искать смысла нет — она тут не нужна.
Отдельные сюжетные арки напоминают классические японские сказки или притчи про духов и хитрых демонов. Сами демоны «они» (с ударением на первый слог) сильно отличаются от своих фольклорных прототипов: у них нет красной кожи, гигантских мускулов, тигровых набедренных повязок и мощных дубинок. Сходство только в рогах (и то не у всех) и одержимости человеческим мясом.
Демоны в Kimetsu no Yaiba ближе к вампирам с необычными способностями. У одних есть смертоносная паутина, другие управляют пространством, третьи насылают иллюзии. Как и вампиры, они тоже пьют кровь, охотятся по ночам, боятся солнечного света и спят до заката солнца. Хотя убить их можно лишь отрубив голову мечом из особого металла — ну или выставив демона на солнечный свет.
Столь необычная комбинация образов из поп-культуры и традиционного фольклора идёт истории только на пользу. Kimetsu no Yaiba пытается угодить сразу нескольким категориям зрителей: любителям мистики, самурайских боевиков и сёнэнов.
Порадует она и любителей жестокой манги — крови и расчленёнки тут много. Интересно, что в манге количество всего этого увеличивается там, где заканчивается аниме. Если сериал кажется вам детским, то это впечатление обманчиво.
Пожалуй, больше всего в Kimetsu no Yaiba поражает высокое качество анимации, которой могут похвастаться даже редкие полнометражные аниме-фильмы. Впрочем, это неудивительно, ведь над постановкой сложных сражений трудились аниматоры Fate/Zero, Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works и Kara no Kyoukai.
Отдельно стоит отметить работу ветеранов индустрии Масаюки Кунихиро, Нодзому Абэ и Тосиюки Сирая. Они задали высокую планку для телевизионного аниме, которую будет сложно перепрыгнуть в ближайшие годы. Без преувеличения, Kimetsu no Yaiba — один из красивейших аниме-сериалов 2019-го.
Можно ненавидеть сёнэны, но от здешних боевых сцен невозможно оторваться. Чувствуется каждый удар, чувствует сила, которая в него вложена. Продумана хореография каждого боя, чего сильно не хватало в манге. Легко читаются все сложные парирования, техники и напряжённые сражения на мечах. Отдельные сцены хочется пересматривать снова и снова.
Конечно, подобное встречалось и в другом аниме, но не в таком количестве и не с таким качеством. Если и поручить кому-то следующую экранизацию «Берсерка», то только ufotable.
Не подкачал и саундтрек. У дуэта Юки Кадзиуры (Fate/Zero, Sword Art Online, Kara no Kyoukai, Mahou Shoujo Madoka Magica) и Го Сиины (God Eater, Tales of Zestria) получился сложный гибрид оркестровой музыки, традиционных японских инструментов и песнопений. Очень похоже на саундтрек Kara no Kyoukai, только с этническими нотками и полным отсутствием техно.
Заключение
Kimetsu no Yaiba — лёгкий, стремительный и весёлый, но в то же время жестокий сёнэн для тех, кто устал от жанра, в котором однообразные бои могут растянуться аж на 10 утомительных эпизодов. Аниме, после которого вы точно попросите добавки.
Тут нет запутанного сюжета или каких-то жанровых откровений: авторы просто взяли формулу сёнэна, отточили её до идеала и убрали почти все недостатки. Здесь есть первоклассная анимация, захватывающие сражения, эпичный саундтрек, простые, но харизматичные персонажи. А ещё тут есть очень милая Незуко. Разве нужно что-то ещё?